Районный конкурс детского творчества "Веселая карусель" для обучающихся по программам дошкольного образования образовательных учреждений Урмарского района Чувашской Республики

     С 29 января  2018 года по 20 апреля 2018 года проводится районный  конкурс детского творчества  «Веселая карусель» для обучающихся по программам дошкольного образования  образовательных организаций Урмарского района.

Конкурс проводится в следующих номинациях:

Вокально-хоровое пение

В данной номинации конкурс проводится в следующих конкурсных разделах: ансамбли (7-14 чел.); хоры (от 15 чел.). Допускается исполнение участником 1 произведения продолжительностью до 3 минут.

Танцевальное творчество

Участник (коллектив от 8 чел.) представляет детский танец, построенный на танцевальных движениях историко-бытового или народного танца (полька, полонез, вальс, танцы народов России )  Не принимаются: современные детские танцы, эстрадные, спортивные танцы, танцевальные композиции. Допускается 1 номер продолжительностью не более 4 мин.

Инструментальное исполнение

В данной номинации конкурс проводится в следующих конкурсных разделах: малые ансамбли (7-14 чел.); оркестры (от 15 чел.). Допускается 1 номер продолжительностью не более 3 мин.

Театральное искусство

В данной номинации конкурса коллективы дошкольных организаций представляют спектакли; драматический, музыкально-драматический, музыкальный (мини-опера, мюзикл, ритмико-пластический спектакль).

Длительность театральной постановки - от 20 до 30 мин.

Изобразительное творчество (живопись, рисунок, графика)

Участники конкурса данной номинации на базе ДОУ выполняют детскую  работу в классической технике  по заданной тематике.

 

Методические рекомендации к проведению  Конкурса

Номинация «Вокально-хоровое пение».

Конкурсные разделы: ансамбли (7-14 чел.); хоры (от 15 чел.).

Пение песен детьми дошкольного возраста представляет основной вид певческой деятельности, где дети практически осваивают приобретённые умения и навыки выразительного пения; такие песни исполняются с фортепианным сопровождением, в сопровождении детских музыкальных инструментов, без сопровождения.

Дети способны петь напевно, легким подвижным звуком; брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами и правильно его расходовать; точно интонировать мелодию; чётко произносить слова в песне; контролировать своё собственное пение, исправлять неточности в исполнении. Старшие дошкольники могут петь выразительно с использованием различных нюансов: ускорять и замедлять темп, усиливать и ослаблять звучание.

Певческий репертуар подбирается с учётом художественной ценности, доступности по эмоционально-образному содержанию, возрастных возможностей детей. Песня должна иметь диапазон, удобный для исполнения ребёнком. При подборе песен необходимо учитывать не только исполнительские возможности детей, но и доступность содержания песен для детского понимания.

В репертуар можно включать:

песни композиторов-классиков - В. А. Моцарта, JI. В. Бетховена, Ф. П. Шуберта, П. И. Чайковского, А. С. Аренского, В. И. Аренского, Ц. А. Кюи, А. А. Алябьева, А. Т. Гречанинова и др.;

произведения современной музыкальной классики - И. И. Красева,Т. А. Попатенко, В. П. Герчик, Ю. М. Чичкова, А. Е. Крылатова,В. Я. Шаинского, А. Д. Филиппенко и др.;

чувашские и русские народные песни.

Требования к конкурсным материалам:

Участники номинации - вокально-хоровые ансамбли (7-14 чел.); хоры (от15 чел.).

1. От участника допускается исполнение только одного произведения.

2. Длительность номера - до 3 минут.

3. Песня исполняется участниками без микрофона, исключается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения.

4. Выступление хора или вокально-хорового ансамбля может проходить как с дирижёром, так и без него (по желанию руководителя коллектива).

Критерии оценки: соответствие репертуара возрастным и индивидуальным возможностям исполнителей; качество исполнения (чистота интонирования, мягкое звуковое извлечение, ритмичность); выразительность, раскрытие  художественного образа исполняемого произведения; внешний вид участников, костюмное оформление.

 

Номинация «Танцевальное творчество» - детские танцы, построенные на танцевальных движениях историко-бытового и народного танца (полька, полонез, вальс, танцы народов России). Танцы - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Главными характеристиками танца являются: ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряжённости движений; техника — степень владения телом и мастерство выполнения основных композиций.

В старшем дошкольном возрасте дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Они могут передать движения и разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением.

В репертуар классических танцев входят историко-бытовые танцы XVI-XIX веков: полька, полонез,  вальс, танцы народов России.

Народный танец несет в себе часть истории народа, его культуру. В народном танце ребёнок овладевает движениями и пластикой,  которые характерны для музыкальной культуры народа, познаёт особенности взаимоотношений между партнёрами (проявление уважения, выполнение движений, характерных для мальчиков, для девочек и др.).

Народный танец должен содержать аутентичные (подлинные) движения и музыку.

Требования к конкурсным материалам:

В конкурсе участвуют детские  коллективы ( от 8 человек) образовательных учреждений Урмарского района.

К конкурсу не допускаются: современный детский танец, эстрадный и спортивный танцы, танцевальные композиции.

1. От участника допускается исполнение только одного номера.

2. Длительность танца - до 4 мин.

3. Народный танец исполняется участниками только под традиционную народную музыку, а не стилизованную, в современной обработке.

4. Исключается музыкальное сопровождение детского танца в вокальной и электронной обработке.

5. Название танца должно соответствовать заявленному музыкальному произведению.

6. Реквизит (предмет) в руках танцующего ребёнка помогает раскрыть содержание музыкальной драматургии.

6. Видеосъёмку танца необходимо проводить в полном формате (с учётом просмотра движений ног).

7. Видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы.

8. Не принимаются записи, выполненные на занятиях, праздниках и концертах.

Критерии оценки: соответствие репертуара возрасту исполнителей; соответствие музыкального сопровождения и жанра танца; качество исполнения: композиционное построение танца, техника исполнения движений, эмоциональность, выразительность; соответствие пластики движений, костюмов, реквизита содержанию музыкального образа

произведения.

 

Номинация «Инструментальное исполнение».

Разделы: ансамбли (7-14 чел.), оркестры (от 15 чел.).

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: из ударных инструментов, не имеющих звукоряда, ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

В оркестре следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствует настроению музыки.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют исходя из самой музыки. Необходимо помнить о формировании стиле в их представлений у детей, особенно при исполнении произведений композиторов-классиков (В. А. Моцарта, JI.В. Бетховена, Ф. П. Шуберта идр.), и подбирать те инструменты, которые подходят к этой музыке.

При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты.

Требования к конкурсным материалам:

Участники номинации - ансамбли (7-14 чел.), оркестры (от 15 чел.).

1. От участника допускается исполнение только одного произведения.

2. Длительность номера - до 3 минут.

3. Номер исполняется участниками без микрофона, исключается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения.

Критерии оценки: соответствие репертуара возрастным и индивидуальным возможностям исполнителей; качество исполнения: передача ритмического рисунка мелодии, чистота звучания при игре на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, слаженность; степень владения приёмами звукового извлечения при игре на детских музыкальных инструментах; музыкальность, художественная трактовка музыкального произведения; сценическая культура исполнения, костюмное оформление.

 

Номинация «Театральное искусство».

 Раздел: спектакли (драматический, музыкально-драматический, музыкальный: мини-опера, мюзикл, ритмико-пластический спектакль).

4.1. Театральная постановка - произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название. Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления, всплеск эмоций, сказка. Детский театр, благодаря огромному воздействию на детскую душу, развивает творческие способности ребёнка и одновременно доставляет ему удовольствие. Театральные постановки для детей дошкольного возраста относятся к театрализованным играм на основе литературного или фольклорного произведения.

Игры-спектакли:

- драматический спектакль;

- музыкально-драматический спектакль;

- мини-опера,

- мюзикл,

- ритмико-пластический.

Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - всё это создает благоприятные условия для постановки спектакля на основе литературных произведений.

Спектакль, построенный на сюжете литературного произведения, состоит из следующих элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки .Оформление спектакля должно быть направлено на создание единого художественного образа спектакля, включая его художественное оформление: это и манера актёрской игры, и костюмы персонажей, их грим, прически, и декорации, и музыкальное сопровождение.

Костюм формирует стилистику и общую атмосферу спектакля, является частью образа, создаваемого актёром на сцене. Дошкольнику костюм помогает выразить свое чувственное отношение к раскрытию образа героя спектакля. Подбор цветовой гаммы костюма ориентирует ребёнка на определённое настроение, он не должен вызывать негативных эмоций.

Музыкальное сопровождение должно соответствовать содержанию спектакля, образам героев постановки, иметь единый стиль. В музыкальных спектаклях детям необходимо передать чувства, отношения своих героев и своё отношение к происходящему в постановке, к звучащей музыке, выразительно сыграть свою роль в песенном или танцевальном исполнении.

Ритмико-пластический спектакль предполагает либретто на основе литературного произведения или на раскрытии драматургии музыкальных произведений. Музыкальное сопровождение подбирается либо из произведений одного композитора, либо одной эпохи, либо одного музыкального стиля.

Требования к конкурсным материалам:

 Спектакль (драматический, музыкально-драматический, музыкальный: мини-опера, мюзикл, ритмико-пластический спектакль). Продолжительность- от 20 до 30 минут.

-  В театральных постановках исключается участие взрослых в роли исполнителей (кроме отрицательных и возрастных ролей).

-  Музыкальное сопровождение должно соответствовать содержанию спектакля, образам героев постановки, иметь единый стиль.

Критерии оценки детского спектакля: соответствие художественного произведения возрасту воспитанников, эстетическая ценность театральной постановки, уровень исполнения: грамотность речи, правильное произношение звуков, выразительность, эмоциональность, гармоничное сочетание идеи, стиля произведения со средствами оформления и исполнения ( декорации, света, музыки, костюмов).

 

Изобразительное творчество. (живопись, рисунок, графика).

Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Вид изобразительной деятельности ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, передаёт сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть.

Для изобразительного творчества дошкольника характерны:

• создание художественного образа;

• использование цвета, колорита как выразительного средства;

• композиционное построение изображения в рисунке;

• оригинальность;

• изобразительная грамотность - те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира.

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

К художественно-выразительным средствам живописи относятся: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, архитектурный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Техники живописи (в работе с дошкольниками):

• гуашь;

• акварельная живопись;

• пастель.

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два.

Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.

В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на виды: станковую графику, книжную графику, прикладную графику, плакат.

Книжная графика - иллюстрация, рисунок образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её содержательный строй.

Задача иллюстрации - освещение и объяснение текста.

Техники графики:

• перо (ручка, фломастер) - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель);

• уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой;

• карандаш;

• сангина - так же, как и уголь, широко применяется в рисунке;

• пастель - сухие, мягкие цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса.

Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства.

Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам. Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др.

Основные средства художественной выразительности рисунка: линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передаются форма, объём, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.

Требования к конкурсным материалам:

-  Участник конкурса  выполняет  индивидуальную работу (живопись, рисунок, графика) в классической технике исполнения по заданной тематике;

-  Конкурсная работа выполняется на бумаге формата АЗ и оформляется без паспарту, стекла и рамы.

Критерии оценки:

- раскрытие темы;

- художественность решения композиции;

- цветовое решение, колорит;

- качество исполнения;

- выразительность, эмоциональность, оригинальность;

- удачный выбор художественного материала;

- эстетика в оформлении работы.